Sayt test rejimida ishlamoqda / Сайт тест режмида ишламоқда / The site is running in test mode / Сайт работает в тестовом режиме
TelegramTwitterphoneInstagramYouTubeFacebook
РАВЕНСТВО И УВАЖЕНИЕ: ГАРАНТИЯ ПРАВ ЖЕНЩИН – ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА!
В наши дни идея обеспечения достоинства человека, его прав, свобод и законных интересов стала важнейшей движущей силой демократических реформ. В том числе права и свободы женщин занимают важное место в любом обществе. Данный вопрос требует внимания не только в одной стране, но и в глобальном масштабе.

Каждый человек имеет право жить в мире и безопасности. Однако в настоящее время участились случаи давления и насилия в отношении женщин. Во всем мире миллионы женщин продолжают сталкиваться с дискриминацией при реализации своих прав. Указанная проблема является фактором, оказывающим негативное влияние не только на личную жизнь людей, но и на развитие общества.

По данным ВОЗ, каждая третья женщина в мире подвергается физическому насилию со стороны своего супруга. Согласно исследованиям, в 38 процентах случаев смерти, наступившей в результате насилия, виновным является супруг или лицо, проживающее совместным хозяйством с потерпевшей.

Как известно, Республика Узбекистан одной из первых среди государств Центральной Азии присоединилась 6 мая 1995 года к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Кроме того, были ратифицированы Конвенция о защите материнства, Конвенция о дискриминации в области труда и занятий и другие международные документы.

Следует подчеркнуть, что внимание к правам женщин на этом не остановилось. В короткие сроки сформирована национальная законодательная база, соответствующая международным стандартам в данной сфере. В частности, за последние 5 лет принято свыше 80 нормативно-правовых актов, касающихся сферы. К их числу относятся важные законы «О гарантиях равных прав и возможностей женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснений и насилия».

Кроме того, заслуживает внимания принятие Гендерной стратегии, рассчитанной до 2030 года, а также активная работа по ее внедрению во все отрасли и сферы для правильной организации политики гендерного равенства и обеспечения ее полноценной реализации.
Кроме того, 9 апреля 2025 года Президентом подписан Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы поддержки семьи и женщин». Внесение указанным Законом в статью 40 Семейного кодекса нормы о том, что суд по требованию лица, пострадавшего от семейно-бытового насилия, не назначает срок для примирения, стало важным шагом в обеспечении прав женщин и борьбе с притеснением и насилием в отношении них¹.

Во-первых, введение данной нормы служит усилению защиты прав и законных интересов лиц, пострадавших от семейного насилия, а также повышению активности женщин.
Во-вторых, указанная норма способствует предотвращению трагических последствий, таких как суицид и преждевременная смерть женщин, пострадавших от насилия, которые могут возникнуть вследствие несвоевременного решения вопроса о расторжении брака.
В свою очередь, Омбудсман также рассматривает обращения женщин, подвергшихся насилию, и принимает меры в пределах своей компетенции.

Согласно анализу, в течение 2024 года 409 обращений, рассмотренных Омбудсманом, касались притеснений и насилия в отношении женщин, вмешательства в личную жизнь и унижения женщины в семье. Эти обращения составили 1,9 процента от общего числа обращений и 4,3 процента от обращений, поступивших от женщин.

Наибольшее число обращений по данному направлению поступило от граждан, проживающих в Кашкадарьинской (76) и Сурхандарьинской (51) областях, а также городе Ташкенте (59).

Одновременно установлено, что анализ обращений о притеснениях и насилии в отношении женщин показывает: большая часть случаев насилия представляет собой семейно-бытовое насилие, совершенное супругом женщины и членами его семьи.

По результатам рассмотрения обращений оказано содействие в выдаче «защитного ордера» 8 женщинам. Кроме того, на основании запросов Омбудсмана в органы прокуратуры по обращениям женщин в 2 случаях возбуждено уголовное дело по пункту «в» части пятой статьи 126¹ Уголовного кодекса, в 1 случае — по пункту «в» части седьмой статьи 126¹, по части первой статьи 112 — в основном, и еще в 1 случае — по части третьей статьи 126¹.

Работа в данной сфере, в частности по совершенствованию законодательства о правах женщин, укреплению институциональных основ защиты женщин, повышению осведомленности о гендерном равенстве и правах женщин, проводится Правительством по важным направлениям.

В частности, заслуживает внимания внедрение порядка выдачи женщинам, пострадавшим от притеснений и насилия, «защитного ордера»¹, а также пилотное учреждение «семейных судей» в судах по гражданским делам города Самарканда, Межрайонном суде Намангана и Межрайонном суде Мирзо-Улугбека.

Однако встречаются случаи продолжения притеснений и насилия в отношении женщин, получивших защитный ордер, вплоть до случаев, завершившихся смертью. Эти обстоятельства указывают на исключительную важность вопросов выдачи защитного ордера, а также предотвращения притеснений и насилия в отношении женщин и ликвидации насилия.

В этой связи, обращаясь к опыту зарубежных стран, согласно законодательству Новой Зеландии семейные суды по заявлению лица, подвергшегося насилию, могут принять решение о выдаче защитного ордера (Protection Order). Если рассматриваемое дело связано с семейным насилием, судья может принять решение о выдаче защитного ордера и без заявления лица.

Если потерпевшему требуется незамедлительная защита, судья принимает решение о выдаче временного защитного ордера (Temporary Protection Order).

По законодательству Новой Зеландии невыполнение требований защитного ордера ответчиком наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Похожая норма существует и в провинции Альберта (Канада). Согласно Закону о защите от семейного насилия (Protection Against Family Violence Act) суд выдает лицу (лицам), пострадавшему(им) от семейного насилия, защитный ордер (protection order, emergency protection order, King’s Bench protection order). В соответствии с Законом, если в ходе рассмотрения дела судья установит семейное насилие, он может принять решение о выдаче защитного ордера и без заявления потерпевшего.

Нарушение правил защитного ордера влечет наказание: за первое нарушение — штраф в размере до 5000 долларов США или лишение свободы на срок до 90 суток, за второе — лишение свободы от 14 суток до 18 месяцев, за третье или последующие нарушения — лишение свободы от 30 суток до 24 месяцев.

Учитывая, что вопросы предотвращения притеснений и насилия в отношении женщин и ликвидации насилия являются одним из важных этапов проводимых в нашей стране реформ, необходимо обратить внимание на следующее:

Во-первых, ввести обязательные учебные курсы по подготовке молодежи к семейной жизни и проводить в рамках этих курсов занятия по вопросам притеснений и насилия в отношении женщин и их последствий.

Для этого предлагается изменить норму Положения «О порядке организации занятий в центрах подготовки молодежи к семейной жизни», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 2020 года № 820 (далее — Положение), согласно которой лица, подавшие заявление о регистрации брака, проходят обучение в центрах подготовки к семейной жизни на добровольной основе, на норму об обязательном обучении.

Во-вторых, осуществлять системную работу по реабилитации лиц, совершивших насилие.

Следует отметить, что согласно Положению «О выдаче защитного ордера женщинам, пострадавшим от притеснений и насилия, обеспечении его исполнения и ведении мониторинга», утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 апреля 2020 года № 3, разработана примерная программа исправления лиц, совершивших насилие или склонных к его совершению. При этом отсутствуют сведения об эффективности или практическом применении данной программы. По мнению специалистов, программа в практике не применяется, а возложение задач программы на 5–6 учреждений может снизить ее результативность либо не обеспечить ее вовсе.

В связи с этим данную программу исправления следует совершенствовать. При этом необходимо пересмотреть программу с участием специалистов отрасли с учетом достижений международного опыта и возложить проведение программы исправления на один уполномоченный государственный орган.

В Новой Зеландии во многих случаях суд направляет ответчика на оценку и программы отказа от насилия (an assessment and a non-violence programme). Невыполнение этого требования может повлечь штраф до 5000 долларов или лишение свободы до 6 месяцев.

Кроме того, в Австралии в октябре 2022 года был объявлен Национальный план по искоренению насилия в отношении женщин и детей на 2022–2032 годы (National Plan to End Violence against Women and Children 2022–2032). Указанный план включает меры по предотвращению насилия, выявлению лиц с высоким риском стать жертвами, оказанию помощи пострадавшим и привлечению к ответственности лиц, совершивших насилие, а также мероприятия по реабилитации участников насилия.

В Австралии действуют Программы изменения мужского поведения (Men’s Behavior Change Program, MBCP), созданные для борьбы с насилием. Эти программы направлены на работу с мужчинами с целью признания ими своих насильственных действий и выработки стратегий отказа от насилия.

В рамках программы мужчинам оказывается психологическая помощь, посредством проведения тренингов им разъясняются стратегии отказа от использования насилия.
В штате Иллинойс (США) действует Центр по предотвращению насилия (Center for Prevention of Abuse). Данный центр помогает не только жертвам насилия, но и лицам, совершившим насилие.

Программа центра по оказанию помощи лицам, совершившим насилие (Partner Abuse Intervention Program), рассчитана на 26 недель обучения для участников насилия (мужчин и женщин).

В ходе программы лиц учат отказываться от насилия путем признания совершенного насилия, непревращения других в «козла отпущения» за собственные действия, понимания последствий своих поступков, сохранения уважения к партнеру, оказания ему поддержки и выработки правильного отношения к жалобам партнера.

Как видно, в ряде стран снижение уровня семейного насилия и борьба с ним предполагают не только работу с жертвами, но и реабилитацию лиц, совершивших насилие, их вовлечение в специальные тренинги и программы.

В-третьих, в не терпящих отлагательства случаях семейно-бытового насилия рекомендуется разработать мобильное приложение для оперативного реагирования, интегрировав его в программные системы служб охраны.

Важно, что в данном случае может быть создано полностью автономное новое мобильное приложение либо оно может быть интегрировано в действующие программные системы служб охраны.

Посредством внедрения в мобильном приложении функции «тревожный вызов/сигнал» (хавотирли қўнғироқ) необходимо обеспечить прибытие сотрудников службы охраны по месту жительства жертвы или потенциальной жертвы семейного насилия (через данные геолокации) при использовании указанной функции.

Следует отметить, что, исходя из имеющейся информации у сотрудников Комитета по делам семьи и женщин, работающих в МСУ на местах, в проблемных семьях в интересах прав и законных интересов женщин необходимо обеспечить популяризацию и создание условий для скачивания данного мобильного приложения и пользования им указанными сотрудниками.

Внедрение мобильного приложения в дальнейшем будет способствовать снижению случаев семейного насилия.

Также следует помнить, что в момент совершения семейного насилия у жертвы может не быть возможности позвонить на действующие телефоны доверия или в органы внутренних дел, и акт насилия в отношении потенциальной жертвы может быть доведен до конца. В результате приходится иметь дело не с предотвращением насилия, а с его последствиями. Мобильное приложение поможет исключить указанные риски.

В-четвертых, рекомендуется организовать краткосрочные курсы, направленные на предотвращение притеснений и насилия в отношении женщин, для студентов высших учебных заведений.

В Великобритании в Лондонском метрополитен-университете существуют краткосрочные курсы для магистрантов «Насилие в отношении женщин: проблемы, исследования и политика» (Violence Against Women: Issues, Research and Policy). Данные курсы адресованы лицам, работающим в качестве политиков, а также в специализированных службах, оказывающих помощь женщинам и детям, подвергшимся насилию, на местном, региональном или национальном уровнях, а также тем, кто намерен работать в указанных сферах.

В Австралийском национальном университете для магистрантов имеется курс «Насилие в отношении женщин в Австралии, Азии и регионе Тихого океана» (Violence Against Women in Australia, Asia and the Pacific). Курс рассматривает разнообразие, масштабы и характер насилия, теоретические объяснения его причин, а также анализирует методы лечения индивидуального и коллективного насилия и агрессии, уделяя особое внимание насилию в отношении женщин в Австралии, Азии и регионе Тихого океана. Курс ориентирован на четыре основных подхода — вопросы права, здравоохранения, уголовного правосудия и регулирования. Одновременно рекомендуется разработать и реализовать специальную программу тренингов с участием ведущих специалистов отрасли для работников государственных органов и организаций, рассматривающих дела, связанные с семейно-бытовым насилием и притеснением женщин.

В Уппсальском университете (Швеция) организован онлайн-курс по вопросам насилия (Online Course on Violence). Курс направлен на повышение квалификации специалистов, которые в ходе своей деятельности сталкиваются с женщинами и детьми, подвергшимися насилию, или с лицами, совершившими насилие. Курс предназначен для социальных работников, но может быть полезен и работникам других сфер, таких как здравоохранение, образование или право.

Барно Бобомурадова,

сотрудник Аппарата Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмана)

Сухробжон Мамажонов,

сотрудник Аппарата Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмана)