С чего начинается буллинг…
Выступая на церемонии инаугурации, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев напомнил о важном концептуальном документе Стратегии развития Нового Узбекистана. И в целях последовательности и непрерывности наших преобразований в качестве главной выдвинута идея «От Стратегии действий – к Стратегии развития», в которой права, свободы и законные интересы определены высшей ценностью каждого гражданина страны. Значит, и ребенка тоже.
К сожалению, сейчас в СМИ нередко появляются публикации о фактах насилия: будь то муж, поднявший руку на жену или школьники, избившие одноклассника. Имеет место и домашнее насилие, которому подвергаются и дети. Дети часто становятся свидетелями насилия в семье. И такого рода новости собирают довольно приличное количество просмотров.
Здесь надо учитывать, что не все читатели отнесутся к подобной информации с осуждением. Найдутся и те, для кого приведенный факт насилия может стать мотивом для совершения такого же правонарушения. Если мы говорим о несовершеннолетних, у которых правовое сознание еще не окрепло, то они не всегда в состоянии дать оценку своим действиям. Так, некоторые из них пытаясь самоутвердиться, не осознавая последствий и надеясь на вседозволенность совершают насилие в отношении более беззащитных сверстников. Веру в свою безнаказанность в них укрепляет и то, что, по их мнению, в отношении несовершеннолетних уголовная ответственность не предусмотрена. В совокупности все это приводит к широкому распространению такого явления, как буллинг.
• Буллинг в Узбекистане: идеи решения проблемы
Кроме того, все чаще акты насилия среди школьников снимают на телефон сами дети, а затем распространяют видео в Интернете. А это и есть пропаганда насилия. Нельзя не отметить и то, что в последнее время буллинг массово распространяется и среди девочек. Причем с их стороны травля выглядит куда более жестче, чем у мальчишек.
Печальные последствия
Насилие угрожает не только выживанию и здоровью детей, но и, как правило, их эмоциональному благополучию. Дети, подвергающиеся травле, получают глубокую психологическую травму, которая остается с ними на всю жизнь. Многие из них лишь спустя десятилетия делятся своими воспоминаниями и чувствами, а до этого момента носят весь этот негатив в себе. Пережитое ребенком насилие влияет на физическое и психологическое здоровье детей, снижая их способность к обучению и социализации. Последствия могут быть и самые неблагоприятные и необратимые. Именно факт пережитого буллинга не позволяет людям в дальнейшем строить отношения, пробовать себя в разных сферах, заводить друзей, продвигаться по карьерной лестнице.
Продолжительные издевательства и насмешки со стороны сверстников, чувство стыда и непринятие себя провоцируют человека на самоубийство… Известны случаи, когда жертва травли совершает суицид.
Иногда такая форма насилия предполагает, что жертва в будущем сама начнет совершать аналогичные действия в отношении других. В качестве примера можно рассмотреть колумбайны, когда доведенный до предела подросток берет в руки оружие и идет в школу мстить своим обидчикам.
И поэтому администрация учебного заведения, педагоги, психологи и родители, а также СМИ должны уделять особое внимание проблеме буллинга, травли в школе.
К слову: недавно меня потряс один случай. В мой адрес поступило обращение матери ребенка. Её сын, ученик младших классов, во время урока захотел в туалет, а учительница его не отпустила. И ребенок, не вытерпев, прямо в классе справил нужду. Ребенок моментально стал объектом насмешек одноклассников. Требования матери о привлечении педагога к ответственности закономерны. Я тоже считаю, что таких преподавателей нельзя допускать к работе с детьми. Ведь не просто себе представить, через что пришлось пройти этому маленькому ребенку и его родителям. Еще сложнее предугадать, какие последствия могут иметь в дальнейшем необдуманные действия педагога. Возможно, у него затаится обида на учителя или даже на всю систему образования…
Проблема, требующая комплексного подхода
Проблема буллинга требует комплексного подхода, то есть в ее решении должны принимать участие и государство, и образовательные учреждения, и некоммерческие организации, а также институты гражданского общества, в том числе махаллинские сходы граждан. В свою очередь от СМИ требуется заниматься не пропагандой буллинга, а его предупреждением.
Сейчас мы изучаем опыт зарубежных стран в борьбе с буллингом, законодательство в этой сфере. Кроме того, считаем необходимым создание при школах специальных групп, которые будут работать по конкретным случаям и проводить профилактические беседы по предотвращению травли среди учеников. Если говорить о внесении изменений и дополнений в наше законодательство, то в первую очередь, необходимо ввести само понятие «буллинг» и «ответственность за буллинг».
Что касается родителей, то они должны воспитывать в детях такие элементарные качества, как доброту и милосердие, честь и достоинство, а также проводить поучительные беседы о буллинге и его последствиях. Ведь легче предупредить инцидент, чем разбираться с его последствиями. Аналогичные беседы необходимо периодически проводить и в образовательных учреждениях с участием педагогов и психологов. А сами факты буллинга должны иметь конкретную реакцию со стороны взрослых.
Стоит подчеркнуть, что в прошлом году мы подписали Меморандум о сотрудничестве с организацией Детской организацией «Камалак», которые также неоднократно поднимали вопрос буллинга.
«Камалак» избирает своих лидеров среди учащихся. Мы будем привлекать этих ребят лидеров к работе по предупреждению буллинга. Ведь когда мы осуществляем какую-то работу, нацеленную на детей, то она даст лучший эффект, если будет проводиться вместе с детьми.
Подводя итог всему сказанному, хотелось бы сказать как детям, так и взрослым (в числе которых не только родители, но и педагоги) — нельзя умалчивать о факте буллинга. Ведь если к ребенку, который совершил насилие над сверстником, не применить воспитательные меры, то он почувствует вседозволенность и свое превосходство. И в будущем это приведет к негативным последствиям.
Во многом же недопущение распространения буллинга зависит от общества и его оценки. Сам социум должен показать свое неприятие такому поведению.
Cледует также обратить внимание, что в соответствии со ст.19 Конвенции ООН по правам ребенка, ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Кроме того, «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Необходимо обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.
Материал подготовила Олия Таишева.