Sayt test rejimida ishlamoqda / Сайт тест режмида ишламоқда / The site is running in test mode / Сайт работает в тестовом режиме
TelegramTwitterphoneInstagramYouTubeFacebook
Проект Закона Республики Узбекистан "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмане)" вынесен на общественное обсуждение
В целях обеспечения реализации Указа Президента Республики Узбекистан от 10 сентября 2021 года «О мерах по совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана)» Уполномоченный по правам человека совместно с соответствующими министерствами и ведомствами, изучив передовой международный опыт, разработал новой проект Закона Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)».

Действующий закон был принят в 1997 году и на сегодняшний день в него четыре раза вносились поправки. Закон состоит из 22 статей и 10 прим статей, которые предусматривают добавление новых норм и поправок к устаревшим нормам в соответствии с современными требованиями, в частности, с учетом дополнительных полномочий и ответственности, возложенных Указом на Уполномоченного по правам человека.

Международный опыт в области законодательства: При подготовке данного законопроекта были детально изучены законодательные акты ряда передовых государств, регулирующих данную сферу, в частности, законодательство Финляндии, Польши, Болгарии, Венгрии, Сербии, Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Украины, Армении, Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана и других государств.

Ожидаемые результаты: Принятие законопроекта позволит еще больше повысить значение института Уполномоченного по правам человека в качестве независимого национального института, усовершенствовать институциональные основы деятельности Омбудсмана и расширить полномочия по обеспечению соблюдения прав и свобод граждан

Проект

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмане)

 

 Принят Законодательной палатой ____________года

 Одобрен Сенатом _________________года

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана).

 

Статья 2. Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман)

Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) (далее – Омбудсман) – должностное лицо, наделенное полномочиями обеспечения парламентского контроля за соблюдением законодательства в сфере прав, свобод и законных интересов граждан государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями (далее – организации) и должностными лицами.

Институт Омбудсмана дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека. Омбудсман способствует совершенствованию законодательства Республики Узбекистан о правах человека и приведению его в соответствие с нормами международного права, развитию международного сотрудничества, содействует повышению правовой культуры и информированности граждан в области прав человека.

Омбудсман при осуществлении своих полномочий является самостоятельным и независимым от государственных органов и должностных лиц и подотчетен Олий Мажлису Республики Узбекистан.

Омбудман имеет соответствующее удостоверение и нагрудной знак, которые выдаются ему Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Удостоверением и нагрудным знаком Омбудсман пользуется в течение срока своих полномочий.

Положение об удостоверении и нагрудном знаке Омбудсмана, а также их образцы и описания утверждаются Положением, утверждаемым Кенгашами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

Статья 3. Основные принципы деятельности Омбудсмана

Основными принципами деятельности Омбудсмана являются законность, независимость, справедливость, гуманизм, гласность, открытость, доступность для каждого человека.

 

Статья 4. Избрание Омбудсмана

Омбудсман избирается Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан сроком на пять лет.

Кандидатура на должность Омбудсмана вносится на рассмотрение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан Президентом Республики Узбекистан.

Решение Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан об избрании Омбудсмана принимается большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан на их заседаниях.

После рассмотрения кандидатуры Омбудсмана на заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан принятое окончательное постановление по этому вопросу направляется Президенту Республики Узбекистан в установленном законом порядке.

В случае получения недостаточного количества голосов или досрочного освобождения Омбудсмана от должности, новая кандидатура на должность Омбудсмана вносится в течении двух месяцев.

По истечении срока своих полномочий Омбудсман продолжает исполнять свои обязанности до избрания нового Омбудсмана.

Процедура выдвижения кандидатуры нового Омбудсмана проводятся не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего Омбудсмана, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Одно и то же лицо не может быть избран на должность Омбудсмана более двух раз подряд.

 

Статья 5. Требования к кандидату на должность Омбудсмана

Омбудсманом может быть избран гражданин Республики Узбекистан достигший тридцати лет на день избрания, имеющий высокие моральные качества, высшее образование, необходимый опыт в сфере защиты прав, свобод и законных интересов человека, высокие моральные качества, а также проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет непосредственно перед выборами.

 

Статья 6. Деятельность, несовместимая с должностью Омбудсмана

Омбудсман обязан приостановить или прекратить свое членство либо участие в деятельности политической партии на срок своих полномочий. Омбудсман не может заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической.

 

Статья 7. Присяга Омбудсмана

 Лицо, избранное Омбудсманом, после принятия постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан приносит присягу следующего содержания:

«Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять обязанности, возложенные на Омбудсман в соответствии с Конституцией и законами Республики Узбекистан».

 

Статья 8. Гарантии трудовых прав Омбудсмана после окончания его полномочий

Омбудсману по истечении срока полномочий предоставляются гарантии по трудоустройству. По истечении срока полномочий с согласия Омбудсмана ему может быть предоставлена работа на другой, в том числе и на более высокой должности.

 

Статья 9. Досрочное освобождение от должности Омбудсмана

Омбудсман может быть досрочно освобожден палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан от должности в случае:

подачи письменного заявления о сложении им своих полномочий;

нарушения им присяги Омбудсмана;

его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять свои обязанности;

вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

избрания или назначения его на должность, занятие которой по закону несовместимо с деятельностью Омбудсмана;

признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

признания его безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

утраты им гражданства Республики Узбекистан;

его смерти.

 

Статья 10. Заместитель Омбудсмана

Омбудсман имеет заместителя, избираемого сроком на 5 лет и освобождаемого палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан в установленном порядке.

Кандидатуру на должность заместителя Омбудсмана в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан представляет Омбудсман.

В случае досрочного освобождения от должности Омбудсмана, до избрания нового Омбудсмана его обязанности исполняет заместитель Омбудсмана, и на этот период на него распространяются гарантии, установленные для Омбудсмана.

В случае отсутствия Омбудсмана его полномочия осуществляет заместитель Омбудсмана.

 

Глава 2. Деятельность Омбудсмана

 

Статья 11. Основные задачи в деятельности Омбудсмана

Основными задачами в деятельности Омбудсмана являются:

участие в формировании и осуществлении государственной политики в сфере защиты прав, свобод и законных интересов человека;

осуществление действенного парламентского контроля за соблюдением государственными органами и организациями, в том числе правоохранительными и контролирующими органами законодательства о правах, свободах и законных интересах человека;

обеспечение гарантий защиты прав, свобод и законных интересов человека, в том числе путем рассмотрения обращений об их нарушении;

изучение практической реализации норм и требований актов законодательства в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и подготовку предложений по их совершенствованию;

принятие действенных мер по предотвращению пыток, а также иных бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращений в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения;

проведение совместно с полномочными государственными органами, должностными лицами и представителями негосударственных некоммерческих организаций проверки сообщений о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов человека;

пропаганда среди населения норм международного и национального законодательства в сфере обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов человека, а также оказание содействия повышению правосознания и правовой культуры населения;

развитие международного сотрудничества в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов человека.

 

Статья 12. Неприкосновенность Омбудсмана и его заместителя

Омбудсман и его заместитель на период своих полномочий пользуются правом неприкосновенности и не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны, заключены под стражу или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Уголовное дело в отношении Омбудсмана и (или) его заместителя может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Узбекистан.

Не допускается привод, задержание Омбудсмана и (или) его заместителя, а равно досмотр их жилого, служебного помещения, личных вещей, багажа, личного и служебного транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, а также принадлежащих им документов.

Лишение статуса неприкосновенности Омбудсмана и его заместителя осуществляется в порядке, установленное при лишении статуса депутата Законодательной палааты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

Статья 13. Гарантии деятельности Омбудсмана

Введение чрезвычайного положения (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан не прекращает и не приостанавливает деятельность Омбудсмана.

Истечение срока полномочий депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан или роспуск Олий Мажлиса Республики Узбекистан не влечет досрочного прекращения полномочий Омбудсмана до формирования нового созыва.

 

Статья 14. Права Омбудсмана

Омбудсман имеет право:

внести на правах законодательной инициативы проект закона в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

на представление Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса, а также Кабинету Министров специальных докладов по отдельным аспектам защиты прав, свобод и законных интересов человека, направленных на принятие правовых, организационных, социально-экономических и иных мер;

осуществлять парламентский контроль за соблюдением организациями и должностными лицами, в том числе правоохранительными и контролирующими органами законодательства о правах, свободах и законных интересах человека;

проводить совместно с полномочными государственными органами, должностными лицами и представителями негосударственных некоммерческих организаций изучение сообщений о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов человека;

участвовать в заседаниях государственных органов и организаций, связанных с рассмотрением вопросов защиты прав, свобод и законных интересов человека;

участвовать в судебном процессе лично или через своего представителя в случаях и формах, установленных законом, в целях защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов человека;

привлекать научных и иных организаций, ученых и специалистов в установленном порядке, в том числе на договорной основе, к проведению экспертных и научно-аналитических работ по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов человека;

давать правовое разъяснение обратившемуся, а также указать на средства и формы, которые он может использовать для защиты своих прав, свобод и законных интересов;

передать обращение организации или должностному лицу, компетентным разрешить ее по существу;

ознакомить обращающегося с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими его права и законные интересы;

отказать в рассмотрении обращения с обязательным указанием мотивов отказа;

принимать иные меры в обеспечении прав, свобод и законных интересов человека, не противоречащие законодательству;

обращаться к организациям и должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

приглашать представителей организаций и должностных лиц для проведения проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

беспрепятственный доступ к организациям и должностным лицам;

запрашивать и получать от организаций и должностных лиц статистические, аналитические материалы, заключения и иную информацию по вопросам, входящим в его компетенцию;

получать объяснения от должностных лиц;

поручать организациям и специалистам подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению;

принимать участие в проверках, проводимых организациями и должностными лицами по вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы человека;

проводить встречи и беседы с лицами, задержанными либо содержащиеся под стражей;

вносить руководителям организаций письменное предостережение о недопустимости нарушения актов законодательства по соблюдению прав, свобод и законных интересов человека;

вносить организациям и должностным лицам представления о выявленных фактах правонарушений, устранении способствующих им предпосылок и условий, подлежащих обязательному исполнению;

проводить по собственной инициативе проверку информации о фактах нарушения прав и свобод человека, и осуществлять защиту лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

вносить в соответствующие органы ходатайство о привлечении к ответственности лиц, в действиях (бездействиях) которых установлено нарушение прав и свобод человека;

обращаться в суды с заявлениями (жалобами) и исками в интересах граждан без уплаты государственной пошлины.

Омбудсман может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

 

Статья 15. Обязанности Омбудсмана

Омбудсман обязан:

соблюдать Конституцию и иные подзаконные акты Республики Узбекистан, исполнять возложенные на него обязанности;

защищать права, свободы и законные интересов граждан;

не допускать в своей деятельности дискриминацию в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения физического лица, а также форм собственности юридических лиц;

не разглашать сведения о частной жизни обращающегося и других лиц, полученные при проверке случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, без их согласия;

не отправлять жалобу для проверки организации или должностному лицу, действия (бездействия) которых были обжалованы;

известить обращающегося о результатах рассмотрения его обращения;

направить организации или должностному лицу, в действиях (бездействиях) которых установлено нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, свое заключение по восстановлению нарушенных прав. При этом организация или должностное лицо, получившее заключение Омбудсмана, обязано рассмотреть его и не позднее одного месяца направить мотивированный ответ.

 

Статья 16. Ежегодный и специальный доклад Омбудсмана

Доклад о деятельности Омбудсмана ежегодно заслушивается на заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Ежегодный доклад Омбудсмана о состоянии соблюдения актов законодательства о защите прав, свобод и законных интересов человека государственными, в том числе правоохранительными и контролирующими органами предоставляется Президенту Республики Узбекистан и Олий Мажлису Республики Узбекистан.

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, на своем заседании заслушивает доклад о деятельности Омбудсмана.

Заслушивание ежегодного доклада о деятельности Омбудсмана в Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан осуществляется в соответствии с законодательством.

Ежегодный доклад о деятельности Омбудсмана предварительно заслушивается фракциями политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан и комитетами Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

По итогам заслушивания доклада о деятельности Омбудсмана палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан принимают постановления, которые направляются Омбудсману.

Омбудсман не реже одного раза в год предоставляет Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также Кабинету Министров Республики Узбекистан специальный доклад по отдельным аспектам защиты прав, свобод и законных интересов человека, направленных на принятие правовых, организационных, социально-экономических и иных мер.

Специальный доклад Омбудсмана содержит выводы предложения по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Воспрепятствование деятельности Омбудсмана или его проверке по собственной инициативе со стороны какого-либо органа и его работников может быть предметом специального доклада, а также внесения в отдельную главу ежегодного доклада.

 

Глава 3. Порядок рассмотрения обращений Омбудсманом

 

Статья 17. Рассмотрение обращений Омбудсманом

Омбудсман рассматривает обращения в порядке, установленном настоящим Законом и Законом Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц».

Омбудсман рассматривает обращения граждан Республики Узбекистан и находящихся на территории Республики Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства на действия (бездействие) организаций или должностных лиц, нарушающих их права и свободы, и имеет право проводить проверку по собственной инициативе на основе информации о фактах нарушения прав и свобод человека.

Омбудсман не рассматривает вопросы, отнесенные к исключительной компетенции суда, в том числе требования физических лиц о восстановлении их прав, свобод и законных интересов, нарушающих другими физическими лицами.

Обращение, поданная Омбудсману, государственной пошлиной не облагается.

 

Статья 18. Обращение к Омбудсману лиц, находящиеся на гауптвахтах, в специальных приемниках, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, учреждениях по исполнению наказания, дисциплинарных частях, учреждениях принудительного лечения

Лица, содержащиеся в гауптвахтах, специальных приемниках, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, учреждениях по исполнению наказания, дисциплинарных частях, учреждениях принудительного лечения (далее ­– места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения) имеют право направлять в адрес Омбудсмана обращения в письменной или электронной форме без ограничения их количества. Обращения, направляемые в адрес Омбудсмана, не подвергаются цензуре.

Администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения направляют Омбудсману обращения лиц, находящихся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, в запечатанном виде не позднее двадцати четырех часов, а телеграммы немедленно. Ответ Омбудсмана не подлежит просмотру и незамедлительно доставляется обратившемуся.

При рассмотрении жалоб, а также при проверке по собственной инициативе случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан Омбудсман имеет право беспрепятственно посещать места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения. Администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения обязана обеспечить безопасность Омбудсмана.

Администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения обязана обеспечить Омбудсману необходимые условия для беспрепятственной и конфиденциальной встречи и беседы с лицами, находящимися в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, которые производятся наедине в условиях, позволяющих сотрудникам данных учреждений видеть их, но не слышать.

 

Статья 19. Правовой статус «Ящика Омбудсмана», установленных в учреждениях по исполнению наказания

Для обращения к Омбудсману в учреждениях по исполнению наказания устанавливается «Ящик Омбудсмана» в удобном месте жилого сектора, промышленной территории, мест краткосрочного и длительного свидания.

«Ящик Омбудсмана» вскрывается только Омбудсманом или его региональными представителями не менее одного раза в месяц.

Положение о «Ящике Омбудсмана» утверждается совместным приказом Омбудсмана и министра внутренних дел Республики Узбекистан.

 

Статья 20. Содействие деятельности Омбудсмана

Организации и должностные лица обязаны предоставлять запрошенные Омбудсманом документы, материалы и другие сведения, связанные с обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан.

По вопросам своей деятельности Омбудсман пользуется правом безотлагательного приема организациями и должностными лицами.

Порядок посещения Омбудсманом организаций, деятельность которых связана с государственной и иной охраняемой законом тайной, а также предоставление Омбудсману информации, составляющей государственную либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Воспрепятствование деятельности Омбудсмана влечет ответственность в установленном порядке.

 

Статья 21. Гарантии защиты прав человека при рассмотрении обращений Омбудсманом

Лицо, обратившийся к Омбудсману, а также лица, которым было поручено Омбудсманом осуществление сбора и анализа информации или экспертной оценки, не могут быть подвергнуты преследованию или иному ограничению прав за это действие.

Дискриминация при рассмотрении обращений Омбудсманом в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения физического лица, а также форм собственности, местонахождения (почтового адреса), организационно-правовых форм и других обстоятельств юридических лиц не допускается.

Сведения о частной жизни обращающегося и других лиц, полученные при проверке случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, без их согласия разглашению не подлежат.

 

Статья 22. Комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод человека

Для оказания содействия в деятельности Омбудсмана по выполнению возложенных на него задач под председательством Омбудсмана Кенгашами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан образуется Комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод человека (далее – Комиссия).

Состав Комиссии образуется из числа представителей негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации, ученых, обладающих профессиональными и практическими знаниями в области прав и свобод человека. В состав Комиссии также могут входить представители органов исполнительной власти с правом совещательного голоса.

Комиссия в своей деятельности руководствуется Положением, утверждаемым Кенгашами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Члены Комиссии утверждаются совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Омбудсмана на срок его полномочий.

По истечении срока своих полномочий Комиссия продолжает исполнять свои полномочия до избрания нового Омбудсмана.

 

Глава 4. Правотворчество и взаимодействие Омбудсмана

 

Статья 23. Законодательная инициатива Омбудсмана

 Омбудсман обладает правом законодательной инициативы в сфере защиты прав и свобод человека.

Право законодательной инициативы Омбудсмана реализуется посредством внесения им в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекта закона.

Омбудсман имеет право участвовать или назначать своего представителя для участия при рассмотрении в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан внесенного им проекта закона.

 

Статья 24. Участие Омбудсмана по совершенствованию законодательства

Омбудсман имеет право участвовать в деятельности рабочих групп по подготовке проектов законов и иных нормативно-правовых актов в сфере прав, свобод и интересов граждан, проводить их правовую экспертизу, а также участвовать на заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и вносить предложения и замечания по обсуждаемым проектам законов.

Омбудсман изучает практическую реализацию норм и требования актов законодательства в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и готовит предложения по их совершенствованию.

Субъекты законодательной инициативы при разработке проекта закона в сфере прав, свобод и законных интересов человека, обязаны согласовать его с Омбудсманом.

 

Статья 25. Деятельность Омбудсмана по повышению правовой культуры граждан в области прав и свобод человека

Омбудсман принимает меры по пропаганде среди населения норм международного права и национального законодательства в сфере обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов человека, а также оказание содействия повышению правосознания и правовой культуры населения.

Омбудсман участвует в разработке и осуществлении просветительских и образовательных программ, научно-практических мероприятий и семинаров, направленных на обучение средствам, способам и механизмам защиты прав, свобод и законных интересов человека.

 

Статья 26. Деятельность Омбудсмана по развитию международного сотрудничества в области прав и свобод человека

Омбудсман вправе вступать в члены международных организаций по защите прав человека, развивать сотрудничество с зарубежными институтами по защите прав человека.

Омбудсман способствует повышению информированности международных организаций и зарубежных институтов по защите прав человека о выполнении международных договоров Республики Узбекистан в области прав и свобод человека.

Омбудсман участвует в подготовке докладов Республики Узбекистан по выполнению международных договоров в области прав и свобод человека.

 

Статья 27. Взаимодействие Омбудсмана с другими субъектами  парламентского контроля

Омбудсман ежеквартально обобщает материалы, связанные с рассмотрением обращений физических и юридических лиц, проверок случаев нарушения прав, свобод и законных интересов человека, проведенных по собственной инициативе.

По результатам обобщения материалов, связанных с рассмотрением обращений физических и юридических лиц и выявления причин и условий, способствующих нарушению прав, свобод и законных интересов человека, а также интересов общества и государства, Омбудсман вносит в комитеты палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан вопрос о заслушивании ими сообщений представителей органов государственной власти и управления.

Омбудсман вправе участвовать в мероприятиях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан по осуществлению парламентского контроля, представлять им материалы по рассматриваемым вопросам.

 

Статья 28. Взаимодействие Омбудсмана с другими национальными институтами по правам человека в сфере защиты прав, свобод и законных интересов человека.

Омбудсман взаимодействует с другими национальными институтами по правам человека в сфере защиты прав, свобод и законных интересов человека.

 

Статья 29. Взаимодействие Омбудсмана с Конституционным судом Республики Узбекистан

Омбудсман обладает правом внесения на рассмотрение Конституционного суда Республики Узбекистан вопросов в сфере обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов человека о соответствии законов и подзаконных актов с Конституцией Республики Узбекистан.

Омбудсман может участвовать на заседаниях Конституционного суда Республики Узбекистан в обсуждении вопросов защиты прав, свобод и законных интересов человека и излагать по ним свою позицию.

 

Статья 30. Взаимодействие Омбудсмана с Верховным судом Республики Узбекистан

Омбудсман может участвовать на заседаниях Пленума Верховного суда Республики Узбекистан в обсуждении вопросов защиты прав, свобод и законных интересов человека и излагать по ним свою позицию.

 

Статья 31. Взаимодействие Омбудсмана с Кабинетом Министров Республики Узбекистан

Омбудсман вправе внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан специальные доклады по отдельным аспектам защиты прав, свобод и законных интересов человека, направленных на принятие правовых, организационных, социально-экономических и иных мер.

Омбудсман может участвовать на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан при рассмотрении специальных докладов и излагать по ним свою позицию.

 

Статья 32. Взаимодействие Омбудсмана с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества

Омбудсман в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития страны, в том числе отраслевых и территориальных программ, а также нормативно-правовых актов и иных решений в области прав и свобод человека.

Омбудсман создает необходимые условия для участия представителей негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в деятельности рабочих и экспертных групп, комиссий и других общественно-консультативных органов, формируемых Омбудсманом.

Омбудсман осуществляет обмен информацией об имеющихся материалах в области прав и свобод человека с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в порядке, установленном законодательством.

Омбудсман может проводить с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества совместные мероприятия, консультации и переговоры, а также заключать соглашения и договоры о социальном партнерстве.

 

Статья 33. Региональный представитель Омбудсмана в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте

В сфере защиты прав, свобод и законных интересов человека, приема и рассмотрения обращений граждан и содействия в восстановлении их нарушенных прав в регионе, образуется региональный представитель Омбудсмана в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее – региональный представитель Омбудсмана), работающий на постоянной основе.

Региональный представитель Омбудсмана непосредственно подотчетен Омбудсману.

Региональный представитель Омбудсмана назначается Омбудсманом по своей инициативе или из числа представленных не менее трех кандидатов соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента.

Региональный представитель Омбудсмана:

обеспечивает соблюдение прав, свобод и законных интересов человека, организацию и проведение мониторинга прав человека;

осуществляет прием и рассматривает обращения граждан, содействует восстановлению их нарушенных прав;

организует по собственной инициативе или просьбе автора обращения его рассмотрения с участием экспертов, специалистов и представителей заинтересованных организаций;

проводит встречи и беседы с задержанными, заключенными под стражу, лицами, отбывающими административное наказание, и осужденными к лишению свободы;

проводит информационно-просветительскую работу в сфере соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов человека совместно с органами государственной власти на местах, представителями средств массовой информации и другими институтами гражданского общества;

имеет беспрепятственный доступ в организации и к должностным лицам региона.

ежеквартально представляет Омбудсману информацию о своей деятельности;

не разглашает сведения о частной жизни заявителя, а также информацию по поводу расследования жалоб без ведома и согласия Омбудсмана.

Региональный представитель может иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.

Органы государственной власти на местах содействуют деятельности регионального представителя Омбудсмана.

Региональный представитель Омбудсмана ежегодно представляет доклад о состоянии соблюдения прав, свобод и законных интересов человека в регионах соответственно Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента.

Деятельность регионального представителя регулируется Положением, утверждаемым Омбудсманом.

Региональному представителю Омбудсмана выдается удостоверение, подписываемое Омбудсманом.

 

Глава 5. Деятельность Омбудсмана по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (национальный превентивный механизм)

 

Статья 34. Деятельность Омбудсмана по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Омбудсман принимает меры по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее – по предупреждению пыток) путем регулярных мониторинговых посещений мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.

Омбудсман при мониторинговых посещениях мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения:

в любое время, беспрепятственно и без предварительного уведомления посещать места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.

получает информацию о количестве лиц, находящихся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения;

изучает условия содержания лиц, находящихся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, и обращения с ними;

проводит встречи и беседы, в том числе конфиденциальные, с лицами, находящимися в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, а также работниками администрации. При этом ведется протокол хода данных встреч и бесед, при необходимости используются технические средства;

знакомится и получает копии документов, подтверждающих законность нахождения лиц, находящихся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения;

требует от администрации мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения проведения медицинского освидетельствования, оказания медицинской, психологической и иной помощи лицу, находящемуся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, присутствует с его согласия при проведении данных мероприятий;

получает от руководства администрации мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения объяснения по вопросам обеспечения прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения;

принимает незамедлительные меры к пресечению незаконных действий (бездействия) администрации мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения;

составляет заключение об условиях содержания лиц, находящихся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, и направляет его соответствующим организациям или должностным лицам;

вносит в соответствующие государственные органы рекомендации и предложения по совершенствованию их деятельности по предупреждению пыток;

при выявлении случаев применения пыток вносит представление в соответствующий государственный орган требований по их оперативному устранению.

Омбудсман также принимает предусмотренные в части второй настоящей статьи меры по предупреждению пыток в других местах, в которых находящиеся там лица не могут покинуть их по своей воле.

 

Статья 35. Общественные группы по выявлению и предупреждению случаев пыток при Омбудсмане

Для содействия деятельности Омбудсмана по предупреждению пыток им создаются общественные группы по выявлению и предупреждению случаев пыток при Омбудсмане (далее – общественная группа), действующая на общественных началах. Общественные группы могут создаваться также региональными представителями Омбудсмана.

Формирование, деятельность и порядок осуществления мониторинговых визитов общественной группы регулируется Положением, утверждаемое совместным постановлением палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

Статья 36. Права, гарантии и обязанности общественных групп в ходе мониторинговых визитов

Общественные группы в ходе мониторинговых визитов обладают правами, предусмотренных в части второй статьи 34 настоящего Закона.

Член общественной группы не может быть принужден к даче показаний относительно фактов, которые стали известны ему в связи с осуществлением своих функций или к раскрытию этих фактов каким-либо способом. Эта гарантия действует и после выхода лица из состава общественной группы.

Член общественной группы не вправе разглашать сведения о частной жизни находящихся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, полученные при осуществлении мониторинговых визитов, без его и без согласия Омбудсмана.

 

Статья 37. Права и обязанности администрации мест содержания лиц с ограниченной свободой

передвижения в ходе мониторинговых визитов

Администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения при осуществлении мониторинговых визитов Омбудсманом и членами общественных групп обязана обеспечить их безопасность.

Администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения обязана обеспечить Омбудсману и членам общественных групп необходимые условия для беспрепятственной и конфиденциальной встречи и беседы с лицами, находящимися в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, которые производятся наедине в условиях, позволяющих сотрудникам данных учреждений видеть их, но не слышать.

В случае противозаконных действий членов общественных групп руководитель администрации учреждения, в котором проводятся мониторинговые посещения, оповещает об этом факте Омбудсмана в письменном виде.

 

Статья 38. Доклад Омбудсмана о проводимой работе по предупреждению случаев применения пыток

Омбудсман представляет ежегодно до 15 марта палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан доклад о проводимой работе по предупреждению случаев применения пыток, а также публикует его в средствах массовой информации.

 

Статья 39. Материальное и иное обеспечение деятельности общественных групп

Материальное и иное обеспечение деятельности общественных групп производятся за счет расходов Аппарата Омбудсмана, а также грантов международных организаций и других институтов, иностранных организаций и иных средств, не запрещенных законодательством.

Для координации и обобщения деятельности общественных групп в структуре Аппарата Омбудсмана образуется Отдел по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

 

Глава 6. Материальное и иное обеспечение деятельности Омбудсмана и его Аппарата

 

Статья 40. Право Омбудсмана на бесплатный проезд

Омбудсман на территории Республики Узбекистан пользуется правом бесплатного проезда на воздушном, железнодорожном, автомобильном пассажирском транспорте (за исключением такси и городского пассажирского транспорта).

Омбудсман имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций.

Омбудсману по предъявлении своего удостоверения билетные кассы железнодорожных вокзалов и воздушных сообщений обязаны вне очереди предоставить место в спальном или мягком вагоне поезда, в салоне самолета. Билеты на самолеты предоставляются не позднее чем за два часа до вылета, в других случаях – не позднее чем за сутки.

Проезд Омбудсмана в автобусах междугородных, а также пригородных сообщений, где продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому вне очереди в кассах автовокзалов и автостанций.

Омбудсман имеет право бесплатного провоза ручного багажа в соответствии с нормами, действующими на каждом виде транспорта.

Порядок расчетов с транспортными организациями определяется законодательством.

 

Статья 41. Аппарат Омбудсмана и материально-техническое обеспечение деятельности Омбудсмана

Для обеспечения деятельности Омбудсмана создается Аппарат Омбудсмана, являющаяся юридическим лицом.

Омбудсман утверждает «Положение об Аппарате Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмане)», а также при необходимости вносит в нее изменения и дополнения.

Материально-техническое обеспечение деятельности Омбудсмана производится за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и предусматривается в нем отдельной строкой, а также может финансироваться за счет грантов международных организаций и других институтов, иностранных организаций и иных средств, не запрещенных законодательством.

 

Глава 7. Заключительные положения

 

Статья 42. Ответственность за нарушение законодательства об Омбудсмане

 Лица, виновные в нарушении законодательства об Омбудсмане, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья 43. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан

 Признать утратившему силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 27 августа 2004 года № 669–II «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9,
ст. 169);

2)  Закон Республики Узбекистан от 29 августа 2017 года № ЗРУ–441 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 8, ст. 385);

3) Закон Республики Узбекистан от 14 марта 2019 года № ЗРУ–530 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов защиты прав осужденных и лиц, находящихся под стражей» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 3, ст. 165);

4) статью 8 Закона Республики Узбекистан от 4 сентября 2019 года
№ ЗРУ–563 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 9, ст. 588);

5) статью 73 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года № ЗРУ–683 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к № 4).

 

Статья 44. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

 Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

 

Статья 45. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решение правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 46. Вступление в силу настоящего Закона

 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Республики Узбекистан

 


ОТПРАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ