Sayt test rejimida ishlamoqda / Сайт тест режмида ишламоқда / The site is running in test mode / Сайт работает в тестовом режиме
TelegramTwitterphoneInstagramYouTubeFacebook
Алия Юнусова Уполномоченный по правам ребенка
Право ребенка на семейное окружение

Декларация прав ребенка, Принятая резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, закрепила принцип, согласно которому «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.»

Обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка является и одним из основных направлений государственной политики по защите прав ребенка в Узбекистане. Основные положения Декларации прав ребенка и Конвенции ООН о правах ребенка имплементированы в национальное законодательство Республики Узбекистан, в частности в Закон «О гарантиях прав ребенка». Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, на совместное с ними проживание и на их заботу. «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности».

Интересы ребенка являются предметом основной заботы родителей и они несут общую равную и основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Конвенцией ООН по правам ребенка предусмотрено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Законом «О гарантиях прав ребенка» также  предусмотрены гарантии права социально уязвимых детей на семейное окружение. Ребенок не должен разлучаться со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это является необходимым в интересах ребенка.

Ребенок имеет право на особую защиту и помощь, если он временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его интересах не может оставаться в таком окружении.

В таком случае, законом предусмотрены альтернативные формы устройства ребенка и должна быть обеспечена замена ухода за таким ребенком. Формами альтернативного устройства социально уязвимых детей, в соответствии с законодательством являются: установление опеки и попечительства; усыновление (удочерение) ребенка; принятие в семью на воспитание (патронат); помещение в специализированные воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты.

Комитет по правам ребенка в Замечаниях общего порядка № 14 (2013) о праве ребенка на уделение первоочередного внимания наилучшему обеспечению его интересов (пункт 1 статьи 3)  к Конвенции по правам ребенка указывает на:

c)Сохранение семейного окружения и поддержание отношений

59.Семья является основной ячейкой общества и естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей (преамбула к Конвенции). Конвенция ограждает право ребенка на семейную жизнь (статья 16). Термин "семья" следует понимать в широком смысле как включающий биологических, приемных или фостерных родителей либо, в соответствующих случаях, членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем (статья 5).

60.Важными составляющими системы защиты детей являются меры по недопущению распада семьи и сохранению единой семьи; в их основе лежит право, предусмотренное в пункте 1 статьи 9, где прописано требование о том, "чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда […] такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка". Кроме того, ребенок, который разлучается с одним или обоими родителями, имеет право "поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка" (пункт 3 статьи 9). Это положение распространяется также на любое лицо, обладающее правами опекунства, на основных попечителей, определенных по закону или в силу обычаев, на фостерных родителей и лиц, с которыми у ребенка сложились прочные личные отношения.

61.Учитывая то, что разлучение с родителями оказывает тяжкое воздействие на ребенка, такое разлучение должно производиться лишь в крайнем случае, например когда существует опасность неизбежного причинения ребенку вреда или в иных необходимых случаях; разлучение не должно производиться, если ребенок может быть огражден с помощью менее радикальных мер. Прежде чем прибегнуть к разлучению, государство должно оказать родителям содействие в выполнении ими своих родительских обязанностей и восстановить или укрепить способность семьи заботиться о своем ребенке, за исключением тех случаев, когда разлучение необходимо в интересах защиты ребенка. Материальные затруднения не могут служить оправданием для разлучения ребенка со своими родителями.

62.Руководящие указания по альтернативному уходу за детьми призваны не допустить необоснованного помещения детей в учреждения по альтернативному уходу, а в тех случаях, когда альтернативный уход осуществляется, обеспечить предоставление такого ухода в надлежащих условиях с соблюдением прав и наилучших интересов ребенка. В частности, "финансовая и материальная нужда или условия, прямо или исключительно спровоцированные такой нуждой, никогда не могут быть единственным основанием для изъятия ребенка из-под родительской опеки, […] но должны рассматриваться в качестве сигнала о необходимости предоставления необходимой помощи семье" (пункт 15).

63.Кроме того, ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо его родителей. Вопрос о разлучении может рассматриваться лишь в тех случаях, когда оказанная семье для сохранения семейной ячейки необходимая помощь недостаточно эффективна для того, чтобы устранить вероятность уклонения от ухода или оставления ребенка на произвол судьбы либо угрозу безопасности ребенка.

64.В случае разлучения государство обязано гарантировать проведение оценки положения ребенка и его семьи с привлечением, по возможности, многопрофильной группы квалифицированных специалистов при надлежащем участии судебных органов в соответствии со статьей 9 Конвенции в качестве гарантии отсутствия каких-либо иных вариантов, отвечающих наилучшим интересам ребенка.

65.Когда возникает необходимость разлучения, лица, ответственные за принятие решений, обеспечивают сохранение связей и отношений между ребенком и его родителями и членами семьи (братьями и сестрами, родственниками и лицами, с которыми у ребенка сложились прочные личные отношения), если только это не противоречит наилучшим интересам ребенка. При принятии решения о регулярности и продолжительности свиданий и других контактов в тех случаях, когда ребенок изымается из семьи, необходимо учитывать качество отношений и необходимость их сохранения.

70.Задача сохранения семейного окружения охватывает также и сохранение связей ребенка в более широком смысле. Речь идет о связях с членами расширенной семьи, такими как бабушки и дедушки, дяди/тети, а также с друзьями, школой и более широким окружением; такие связи особенно важны в тех случаях, когда родители прекратили совместное проживание или живут в разных странах.

Государственными органами должны приниматься необходимые меры по устранению условий, которые препятствуют нахождению ребенка в семье, а в случаях, когда ребенок был отделен от семьи, — его скорейшему возвращению в семью. Также, преимущественное право заботиться о ребенке, оставшемся без попечения родителей, предоставляется родственникам, которые способны выполнять эту функцию.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с недостатками физического и (или) психического развития имеют право на материальную, консультативную и иную помощь и поддержку со стороны государства.

Помещение ребенка в специализированные учреждения является крайней мерой, и только в тех случаях, когда не имеется возможности определения ребенка в семью.

В ходе проводимого мониторинга детских учреждений, встреч с детьми, изучения ситуаций, еще раз с понимаешь, о множестве нерешенных проблем, связанных с правами ребенка, а больше с обеспечением наилучших интересов ребенка. Каждый ребенок индивидуален. Сложившаяся ситуация в каждой семье тоже индивидуальна. И решать проблему, вызвавшую сложную ситуацию, не изучив глубоко причину возникновения, последствия, просто не допустимо.  К сожалению, органы опеки и попечительства чаще практикуют помещение ребенка в институциональное учреждение, даже при наличии одного из родителей, других близких родственников. Конечно же это не отвечает интересам ребенка, нарушает его право жить в семейном окружении и общаться со своими родственниками.  Ребенок имеет право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, на общение с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Часто именно это являлось одной из причин побегов ребенка из детского дома. А как следствие, такой ребенок помещается уже в специализированное учебно-воспитательное  заведение. И опять нарушены его права.

Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Конечно, имеются проблемы, с которыми сталкивается семья, оказавшись в трудной жизненной ситуации.

Необходимо принимать меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права, принимать все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка. В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, законодательством, государство гарантирует поддержку семьям, воспитывающим детей, а также обеспечивает предоставление им социальной помощи, пособий на содержание детей.